Герберт Хант, скончавшийся в прошлом месяце в возрасте 95 лет, оставил после себя состояние в $5,3 млрд. Вместе с братом, Банкером Хантом, он вошёл в историю с одной из самых захватывающих инвестиционных авантюр нашего времени. Авантюр с серебром.
Братья Ханты принадлежали к
одной из богатейших семей Америки. Их отец сколотил состояние на добыче нефти и в 1948 году стал самым богатым человеком в мире. Астрономическое богатство Ханта старшего позволило одному из его сыновей основать Американскую футбольную лигу (AFL), придумать “Суперкубок” и дать свое имя главному трофею AFL.
В 1970-х годах внимание Хантов неожиданно привлекло серебро. Почему вдруг? Дело в том, что в этот период США страдали от инфляции и нефтяного эмбарго, усугубившегося из-за арабо-израильского конфликта. Золото также перестало быть безопасным активом из-за отмены “золотого стандарта”, которое провел Никсон в 1973 году. В отличие от золота, серебром можно было законно торговать, плюс его добыча была мала, а потенциал высок из-за роста рынка фотографии и кино, где его традиционно использовали.
Итак, братья Хант решили заработать именно на серебре. В 1973 году они приобрели колоссальный объем этого драгметалла - 40 миллионов унций. Это примерно 10% от общего веса Эйфелевой башни в 10 тысяч тонн. В начале Ханты покупали серебро по $2,9 за унцию. Уже через пару месяцев цена подскочила на 131%. Такой резкий скачок привлек внимание целого государства: Мексика решила заработать и выбросила на рынок большой объем серебра. Но даже падение цены до $4, не заставило Хантов отступить.
К концу 1974 года братья владели 8% мировых запасов серебра - 55 млн унций. Причем 40 млн унций Ханты перевезли в Швейцарию с эскортом из лучших стрелков Техаса, потому что опасались конфискации со стороны американского правительства. Еще через 5 лет серебряные кладовые Хантов увеличились до 15% мировых. Но братьям этого было мало: они договорились с саудовской королевской семьёй и несколькими брокерами, чтобы совместно скупать фьючерсы и тем самым контролировать поставки серебра.
К концу 1979 года Ханты контролировали 69% фьючерсов на серебро на нью-йоркской бирже СОМЕХ. Это состояние оценивалось в 4,5 млрд долларов. Цены на серебро взлетели с $6 до $52 за унцию. Ханты получали примерно 100 “бумажных” долларов за каждый доллар прироста цены серебра.
Серебро вступило в эру “золотой лихорадки”: американцы переплавляли серебряную посуду в слитки, массово продавали подсвечники и ювелирные изделия, рынок наводнило краденное и переплавленное серебро.
Регуляторы рынка уже не могли игнорировать “взбесившуюся” кривую стоимости серебра. 7 января 1980 года биржа COMEX ограничила размеры фьючерсов, а через две недели просто остановила их выпуск. Рынок замер, над империей Хантов появилась зловещая тень.
Ханты вложили в серебро $6,6 млрд, из которых только $1 млрд был их собственными средствами, остальное – займы у более 20 банков. В январе цена на серебро пошли вниз и уже к марту 1980 года унция серебра стоила всего $30. Кредиторы запаниковали. Когда крупнейший из них, The Bache Group, потребовал от Хантов вернуть $135 млн залога, у братьев таких средств не оказалось... Это вызвало паническое падение рынка, вошедшее в историю как “серебряный четверг”. В тот день, 27 марта 1980 года, цены на фьючерсы упали на треть - до $10,80.
Ханты потеряли всё, превратившись из миллиардеров в миллионеров. Им пришлось распродавать активы, заложить практически все - недвижимость, бизнесы, драгоценности - и объявить банкротство. Финансовая система не простила братьям крупнейшую со времен Великой депрессии панику на рынке. В 1988 году Федеральный суд Манхэттена обвинил Хантов в сговоре с целью манипуляции рынком и выплатили $130 млн штрафа. Надо ли говорить, что к зданию суда бывшие миллиардеры приехали на метро?
Эта история оставила неоднозначные оценки: одни считали Хантов мошенниками, другие – жертвами жёсткой политики регуляторов. Некоторые утверждали, что Ханты не осознавали масштаба своих действий и не имели злого умысла. Как бы то ни было, Ханты запомнились как самые известные “охотники” за серебром. Стали прототипами героев фильма “Поменяться местами”. И даже после сенсационного “падения” в 1980-х, империя Хантов умудрилась частично восстановиться, а в 2020 году Герберт Хант даже вошел в список долларовых миллиардеров Forbes.