Футбол как инвестиция.

Как инвестировать в футбольные команды и есть ли перспективы спортивных инвестиций.
Последние несколько недель вся Россия живет футболом. Я не являюсь ярым поклонником футбола, но, как житель центрального района Санкт-Петербурга, все же поневоле вовлечена во всеобщее фанатское ликование. Столько людей из разных стран мира одновременно болеют за свои футбольные команды — это воодушевляет!

Доходы бизнеса во время проведения чемпионата мира увеличиваются в разы. В булочной, где я обычно покупаю хлеб, всегда был один продавец, но уже сейчас работают трое — и не справляются. Все гостиницы в центре забиты и, даже несмотря на просьбу властей города не увеличивать цены, стоимость номеров завышена. Все спешат заработать в этот месяц. Это понятно: во многих сферах петербургского бизнеса, связанных с туризмом, именно три летних месяца кормят весь год.

Мне стало интересно: сколько же зарабатывают ведущие футбольные клубы мира, сколько они стоят — и можно ли обычному инвестору их купить.

Оказалось что доходы футбольных топ-клубов Европы растут невиданными для российских компаний темпами. Их суммарная прибыль серьезно увеличилась за сезон 2017 года. В сезоне 2012/13 она составляла €5,4 млрд, , в сезоне 2014/15 двадцатка ведущих футбольных клубов заработала €6, 626 млрд., в сезоне 2016 года зафиксировал цифру €7,417 мрлд, почти на €800 млн (12%) больше прежнего, а за 2017 год топ-20 клубов Money League вырос на 6% до € 7,9 млрд.

Рейтинг лучших клубов Европы.

Топ-20 Football Money League, который ежегодно публикует аудиторская компания Deloitte за сезон 2017 года выглядит следующим образом.

В сезоне 2017 поставлено сразу несколько рекордов: 1)тройка лучших клубов — «Манчестер Юнайтед», «Барселона» и «Реал Мадрид» — заработала 2 млрд. евро в первый раз, 2)английская премьер-лига имеет десять команд в топ-20 в этом году.
Традиционно специалисты Deloitte делят доходы команд на три категории — поступления от прав на трансляции матчей, коммерческие (то есть спонсорские) контракты и выручка в дни матчей.

Факторы роста

Основным фактором, который способствовал росту доходов европейских футбольных клубов, является подорожание прав на трансляцию матчей. Другим фактором, стало введение ограничений на затраты футбольных клубов, так называемый «финансовый фэйр плей», ограничивающий расходы команд.

Фэйр плей, или честная игра, также подразумевает, что клуб может быть отстранен от участия в европейских турнирах, если у него есть значительные задолженности перед игроками или другими людьми или компаниями, проблемы с налоговыми органами.

За последние несколько лет у британских футбольных клубов были хорошие менеджеры, которые превратили в настоящие предприятия, однако в случае с континентальной Европой это не так.

Аналитики полагают, что стоимость европейских футбольных клубов продолжит расти. Топовые лиги в Англии, Германии, Франции и Турции уже смогли подписать более выгодные контракты по продаже прав на показ футбольных игр, чем в прошлые годы.

Растет стоимость телеправ — растет и стоимость подписки. Только с 2010 года она выросла с £35 до £49,5 в месяц (полный пакет «спорт + кино» подорожал с £48,8 до £80). Британские газеты жалуются, что даже железнодорожные билеты за тот же период выросли в цене лишь на четверть. Однако за качественный футбол нужно кому-то платить, и логично, что это делают потребители — то есть зрители.
Что же с российскими клубами.
В топ 30 входит только одна команда из России — это "Зенит" из Санкт-Петербурга, занимая 23 место со 180 млн. евро дохода в год. Основную часть доходов клуба 74% составляют коммерческие доходы. Газпром обеспечивает доходную часть бюджета клуба своими денежными вливаниями. 21% составляют доходы от трансляций матчей и лишь 5% доходы в день матча от продажи билетов.

Тем не менее с точки зрения объема доходов РФПЛ значительно уступает ведущим европейским футбольным лигам, находясь на седьмом месте (€701 млн, по данным за 2016 год) и уступая Турции (€734 млн). В разы больше зарабатывают клубы Англии, Германии, Испании, Италии и Франции. С Турецкой футбольной суперлигой РФПЛ роднит высокий процент доли расходов на заработную плату, 71–72% от выручки, и это самые высокие показатели в топ-10 европейских чемпионатов.

Структура доходов российских клубов также значительно отличается от среднеевропейской, констатируют аналитики PwC. Если в европейском футболе самой большой статьей доходов является продажа медиаправ — в среднем 38,7%, а в богатейшей лиге мира, английской, — 46,5%, то для клубов РФПЛ продажа картинки обеспечивает лишь 4,1% от совокупных доходов.

Рост посещаемости матчей РФПЛ

С вводом в эксплуатацию новых стадионов к чемпионату мира 2018 года стала расти посещаемость игр РФПЛ. Однако динамика роста не позволяет рассчитывать на резкий рост доходов в дни матчей. По прогнозу аналитиков, посещаемость игр РФПЛ в сезоне 2017/18 станет рекордной — 3,2 млн человек совокупно (13 тыс. человек в среднем на матче). Это на 14% больше, чем годом ранее, и может по итогам сезона принести клубам дополнительно 280 млн руб., но в совокупности это менее 0,5% от общих доходов клубов.

Таким образом, в России большую часть поступлений в бюджет клуба обеспечивают спонсорские поступления или дотации акционеров, а российских бизнесменов, вкладывающих в отечественный футбол, можно назвать скорее «меценатами», нежели инвесторами.
Так можно ли купить акции успешных европейских клубов.
На фондовых биржах Европы размещены акции 23 клубов из 11 стран. Отследить их общую динамику проще всего по специальному показателю — STOXX Europe Football Index, который был придуман в 2002 году: сегодня он ниже, чем в момент запуска.
Еще более удручающе выглядят котировки бумаг четырех клубов, составлявших ядро индекса 12 лет назад. С тех пор акции "Juventus" подешевели (к концу июня текущего года) с 3,52 евро до 23 евроцентов, Lazio — со 174 евро до 53 евроцентов, Borussia — с 5,2 до 4,6 евро, Roma — с 3 до 1 евро. Не очень прибыльные инвестиции…

А как же фантастические зарплаты игроков и тренеров, размеры трансферов, рекламные контракты? Футбол как бизнес позволяет хорошо зарабатывать клубным функционерам, игрокам, но вряд ли является хорошим вложением для рядового инвестора. Даже спортивные достижения клуба не гарантируют рост его акций. Взять, к примеру, Juventus — один из старейших и самый титулованный итальянский клуб, единственный в мире, который выиграл все международные турниры. Максимальной цена его акций была в первые месяцы после IPO — декабре 2001-го — январе 2002-го. После этого стоимость бумаг неумолимо шла вниз.
Смотрим на Америку и Китай.
В своем отчете специалисты Deloitte впервые посвятили отдельные страницы доходности клубов и развитию футбола в США и Китае.

Они оценивают рынки этих стран очень как очень перспективные для развития футбола. В частности Чемпионат Мира по футболу 2026 который пройдет в США и Мексике даст огромный толчок для развития футбола в США.

Президент Китая Си Цзиньпин уже заявил о своем желании превратить страну в великую спортивную нацию, которая примет у себя чемпионат мира по футболу и выиграет его. Китай скупает как европейские команды, так и развивает футбол на родине. Все 16 китайских клубов частные.

«В ближайшие 10 лет мы ожидаем увидеть по крайней мере один, а, возможно, и три, китайский клуба топ-20. Огромный коммерческий потенциал Китайской Суперлиги и более уверенный рост китайской экономики указывает на значительные возможности роста ». Менеджмент ведущего китайского футбольного клуба Guangzhou Evergrande Taobao F.C.
Заключение.
Пока инвестиции в футбольные клубы кажутся очень рискованным мероприятием. Акции клубов не показывают устойчивого роста и не приносят стабильных дивидендов.

Нам остается только надеяться, что клубы РФПЛ будут самостоятельно генерировать доходы от операционной деятельности и те стадионы, что были построены накануне ЧМ станут точками роста для бизнеса.

Made on
Tilda